Мастер-класс по травлению потали

image10th

Сегодня я хочу поговорить с Вами об одной очень крутой теме. Речь, как всегда пойдет о декоре стекол и зеркал. С недавних пор меня увлекла тема состаривания, т.е. травления зеркал.

image1

Вообще, тема состаренных, и я сейчас имею в виду не состаренных временем, а именно искусственно состаренных предметов, в декоре интерьеров очень широко используется… Всевозможные сундуки, комоды, стулья, якобы со времен императоров — все это имеет спрос, все это отлично продается, в том числе и состаренные зеркала. Про состаривание комода я Вам рассказывать не буду, на эту тему информации полным-полно в интернете, а вот о зеркалах поговорим подробнее :)

image2

Техник состаривания зеркал (под состариванием я подразумеваю травление зеркал) сейчас множество, как  и различных используемых средств, начиная от экстремальных с использованием соляной кислоты и каустической соды, до готовых составов, которые можно приобрести в магазинах для творчества.

Но есть варианты куда более простые, чтобы изготовить изделие, у которого будет вид состаренного зеркала. В видео я продемонстрирую один из простых вариантов изготовления такого зеркала. Такой, знаете ли, вариант «зеркало без зеркала». 
Работа будет вестись на прозрачном стекле с использованием потали. По большому счету, это мастер-класс по работе с поталью.

image3

«Зеркало», которое я изготовила в видеоуроке, это конечно не то зеркало, каким мы сейчас его привыкли видеть. Это, скорее, то далекое, из истории, когда в качестве зеркала использовали различные металлические поверхности, наполированные до блеска – золотые, серебряные, оловянные, медные, бронзовые. Иногда использовали даже камни.

Данная тема, прямо таки скажем, не новая и такой материал есть в сети. 
Когда я только стала интересоваться вопросом работы с поталью, и потом уже, когда стала готовиться к данному уроку, я пересмотрела массу видео, что отчасти и натолкнуло меня на запись своего урока. Т.к. я не нашла такого видео, которое ответило бы на все мои вопросы. Большинство подобных видео молчаливы, без каких-либо авторских комментариев, просто демонстрация работы под музыку. Меня при просмотре такого видео спасло только то, что я имею уже некие знания по работе с поталью. Ну а то, чего не знала, пришлось почерпнуть из различных статей и форумов.

image4

А сейчас поговорим о процессе и обо всех нюансах данного способа создания состаренного зеркала.

Сейчас очень модно, когда используются круглые изделия в декоре. Круглые зеркала, круглое панно и картины. Я тоже решила поддержать эту модную волну и взяла круглое стекло для работы.

Стекло кладем на стол. Я свое стекло ко всему прочему, положила еще и на макетик, предварительно подготовленный. Данный этап совершенно не обязательный, можно обойтись и без него. Делаю я это для того, чтобы мне было проще соблюсти задуманную геометрию. При желании можно просто на обратной стороне стекла расчертить маркером желаемую геометрию.

Итак, стекло кладем, закрепляем, хорошенько моем и обезжириваем. Затем наносим кистью клей или молочко для потали (разница, по большому счету, только в названии). 
Я купила клей, который оказался на деле очень густой. Т.к. клей был на водной основе, я его развела до состояния молочка.

Консистенция клея — это важно! Молочко должно как бы растекаться по поверхности, т.е. поверхность должна быть ровной, практически как водная гладь. От работы кистью не должно оставаться никаких следов, никаких «рисунков». 
Чем это грозит? 
Тем, что все неровности и рельефы, которые останутся от густого клея, будут заметны после нанесения потали, т.е. поталь их как бы проявит.

image5

После нанесения клея ждем, пока он подсохнет… Это случится в тот момент, когда молочко перестанет быть белесым, и станет полностью прозрачным. 
Не переживайте, если, к примеру, часть стекла уже стала полностью прозрачной, а другая часть еще вся белесая. Клей достаточно долго остается липучим и пригодным для работы, поэтому у вас есть порядочный запас времени, даже если все уже стало прозрачным.
 Я, признаться, когда в первый раз работала с поталью, очень из-за этого клея засуетилась, чуть не испортила все. Молочко высохло довольно быстро, я решила, что упустила момент, намазала еще… В общем, потом только сообразила каков там принцип действия :)

Когда клей подсох, переходим непосредственно к нанесению потали, будем создавать общий фон. 
У меня поталь золотая. Листы форматом 14х14 см.

image6

Это как раз тот момент, который лучше один раз увидеть и послушать, чем сто раз перечитать :) Смотрим внимательно видео.

Нанесенной потали даем подсохнуть, а затем приступаем к очень интересному и творческому процессу — травлению. 
Для травления потали я использовала химическую патину. Приобрела ее в магазине с товарами для творчества.

image7

Для нанесения состава можно использовать кисти, поролоновые губки, ватку, возможно какие-то маленькие распылители. 
Патину наносим произвольно, набрызгиваем жесткой кистью, намазываем губкой… Здесь можете пробовать различные варианты и приемы.

Данный состав, вступая в реакцию с поталью, оставляет синеватые следы окислившегося металла.

image8

В дальнейшем, покрывая грунтом, тем более черным, этот эффект практически перекрывается.
 Для сохранения данного эффекта вместо черного грунта можно использовать светлые оттенки, возможно белый. А можно просто покрыть работу акриловым лаком, тем самым защитить поталь от дальнейшего окисления.

Те, кого данный эффект окисления никак не тронул, могут смыть аккуратно всю эту химию. 
Делается это очень аккуратно и достаточно быстро, под небольшой струйкой прохладной воды. Аккуратность нужна для того, чтобы клей, который, как вы помните, на водной основе, не сильно размок, и поталь не пострадала. После водных процедур стоит оставить работу и хорошенько просушить.

После травления или, кому пришлось, после сушки, наносим защитный грунт.
 Грунт может быть любого понравившегося Вам цвета, возможно даже нанесение нескольких цветов одновременно — фантазируйте.

В видео я использовала черный алкидный грунт из ближайшего хоз. магазина. В работе показал себя в принципе неплохо.
 Но вот если прям советовать, то я рекомендую грунт «Тиккурила».

image9

При необходимости грунт нанести в два слоя!

После высыхания оформляете работу в раму или же наклеиваете на подложку из ЛДСП, оснащаете креплением.

image10

На сегодня все. Надеюсь, как и прежде, мои уроки будут Вам полезны! :)

Всего доброго! До новых встречи! Творческих всем успехов!